TurTrevel
Путешествуйте вместе с нами!


Главная | Статьи | неПутевые заметки
Понедельник, 14.07.2025, 03:03

Меню
Категории раздела
Мои статьи [14]
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Главная » Статьи » Мои статьи

ПРАЗДНИК В КИЖАХ

Солнечный день на Севере — сам по себе праздник, не балует обычно нас погода. Ветер гонит навстречу судну низкие ватные тучи; скоро, вот-вот, сейчас вырастет могучий силуэт кижского погоста... Сегодня на острове состоится очередной праздник народных ремесел, приедут плотники, гончары, берестянщики, ткачихи, резчики по дереву, лодочники, бондари...

На поляне перед погостом столпотворение и суматоха: карелы, вепсы, русские, ансамбли народного танца из Марийской республики, Латвии, Финляндии, из Новосибирска. Смесь языков, костюмов, музыкальных инструментов! Кажется, вовек не разобраться, но — вышла в центр круга Виола Валентиновна Мальми, взмахнула «колдовским» посохом — и действо началось! Понеслись в карельской кадрили молодые пары — это ансамбль студентов Петрозаводского университета. Праздник открылся! Праздник начался! Зрители не стоят на месте, включенные «колдовским» посохом В. В. Мальми, они отплясывают вместе с артистами. Кадриль, полька, языческие игры «козел», «жмурки». Ни одного равнодушного лица, и зрителей почти не осталось, сотни людей отплясывают под волынку и бряцание коровьих ботал.

Чуть в стороне от пляшущей поляны примостились у крестьянского дома Ошевневых мастерицы свободной кистевой росписи из комбината «Карельские сувениры». Северная кистевая роспись неяркая по цвету, краски земляные, матовые, наподобие росписи прялок и посуды в крестьянских домах. Роспись ведется в технике плави: раз мазочек, два мазочек — и рождается на кухонной доске сиреневая таинственная роза; раз мазочек, два мазочек— и расцветает голубой тюльпан. Кажется, что художницы сами заворожены таинством рождения неземных цветов...

За длинными столами работают мастерицы Прионежского промкомбината, льют шликер в гипсовые формы. Шликер — это глина, разведенная до густоты сметаны. Через полчаса форму разберут на части и явится миру обыкновенный чайник. Тут мастерица к нему носик и ручку прикрепит, а другая его ангобами из клизмочки распишет.

Современным мастерам-керамистам есть чему поучиться у своих предков. Около трехсот кустарных керамических заводиков было когда-то на территории Олонецкой губернии, старинная керамика хранится в экспозиции музея «Кижи», и нынешние мастера сохраняют стилистику северной русской глиняной посуды.

Под балконом-гульбищем работают резчики из комбината «Карельские сувениры»: один баклуши бьет (баклуша — заготовка под деревянную ложку), другой баклушу клюкарзой свербит, придает ей нужную форму третий на ложке орнамент режет. На столе перед резчиками изделия их труда: ковши-скобари, чаши, солонки, половники и ложки. Покупайте, кому что нравится!

У крестьянского дома Елизарова столпилось множество туристов. Здесь работают мастера-берестянщики. К бересте нынче интерес особенный, ведь она как материал не втискивается в жесткие рамки современных технологических процессов «по операционной цепочке». И потому каждое изделие — уникальное, в одном экземпляре! Берестянщику Сергею Ивановичу Волову недавно присвоено звание «народный мастер», и недаром Сергей тонко чувствует природные эстетические качества бересты, умеет подать бородавчатые извивы и наплывы на бересте как природные картины. В его туесах-сколотнях можно хранить молоко, квас, солить грибы, мочить ягоды — и ни капельки жидкости не протечет сквозь плотно подогнанную берестяную рубашку. Даже крыша многоглавой Преображенской церкви была изначально берестяная; точней, у кижской церкви было две крыши: одна — внешняя из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновым лемехом, а вторая крыша, внутренняя, потайная, коньком вниз, была сделана из двух слоев теса, между которыми проложен слой бересты — «скальё». Берестяная крыша надежно предохраняла древнюю живопись иконостаса от влаги, весной Сергей Волов заготовил 600 килограммов бересты для реставрации 42-метровой Успенской церкви в городе Кондопоге, предлагает свои услуги реставраторам кижских церквей... В воловских хлебницах хлеб не сохнет, не плесневеет.

Берестянщик Василий Александрович Костылев — уникальный на всю Россию мастер! Он выплетает из узких ленточек бересты сказочных персонажей — Емелю, Старуху Лоухи, Буратино... Каждая фигурка высотой лишь в две ладони, но даже пальчики выплетены из бересты! Никто, кроме В. А. Костылева, на такой труд не отважится!

На крыльце амбара расположились плотники-реставраторы под руководством знаменитого заонежского мастера Бориса Васильевича Елупова. Двадцать пять лет назад все лемешины на кижские церкви были вытесаны Елуповым, он руководил бригадой плотников-реставраторов после Михаила Кузьмича Мышева. Ныне старый плотник на пенсии и обучает старинному ремеслу молодых умельцев.

Бродит народ по острову — диву дается: там корзинщики вяжут из лозы корзины да лукошки, там бондари бочонки да ушата ладят, здесь шьют легкие лодки-кижанки. Вышивальщицы из Шуньги показывают старинные техники вышивок — шов крестом, шов по перевити, тамбур по сетке. Среди умельцев много молодых лиц, — значит, долго будет жить старинное ремесло!

Окончен праздник, до свидания, остров Кижи, до следующего лета!

Категория: Мои статьи | Добавил: Margo (18.11.2010)
Просмотров: 448 | Рейтинг: 5.0/35
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyrig turtrevel.at.ua © 2025 | Хостинг от uCoz