Солнечный
день на Севере — сам по себе праздник, не балует обычно нас погода. Ветер гонит
навстречу судну низкие ватные тучи; скоро, вот-вот, сейчас вырастет могучий
силуэт кижского погоста... Сегодня на острове состоится очередной праздник
народных ремесел, приедут плотники, гончары, берестянщики, ткачихи, резчики по
дереву, лодочники, бондари...
На поляне перед погостом столпотворение
и суматоха: карелы, вепсы, русские, ансамбли народного танца из Марийской республики,
Латвии, Финляндии, из Новосибирска. Смесь языков, костюмов, музыкальных
инструментов! Кажется, вовек не разобраться, но — вышла в центр круга Виола
Валентиновна Мальми, взмахнула «колдовским» посохом — и действо началось!
Понеслись в карельской кадрили молодые пары — это ансамбль студентов
Петрозаводского университета. Праздник открылся! Праздник начался! Зрители не
стоят на месте, включенные «колдовским» посохом В. В. Мальми, они отплясывают
вместе с артистами. Кадриль, полька, языческие игры «козел», «жмурки». Ни одного
равнодушного лица, и зрителей почти не осталось, сотни людей отплясывают под
волынку и бряцание коровьих ботал.
Чуть
в стороне от пляшущей поляны примостились у крестьянского дома Ошевневых
мастерицы свободной кистевой росписи из комбината «Карельские сувениры».
Северная кистевая роспись неяркая по цвету, краски земляные, матовые, наподобие
росписи прялок и посуды в крестьянских домах. Роспись ведется в технике плави:
раз мазочек, два мазочек — и рождается на кухонной доске сиреневая таинственная
роза; раз мазочек, два мазочек— и расцветает голубой тюльпан. Кажется, что
художницы сами заворожены таинством рождения неземных цветов...
За длинными столами работают мастерицы
Прионежского промкомбината, льют шликер в гипсовые формы. Шликер — это глина,
разведенная до густоты сметаны. Через полчаса форму разберут на части и явится
миру обыкновенный чайник. Тут мастерица к нему носик и ручку прикрепит, а другая
его ангобами из клизмочки распишет.
Современным мастерам-керамистам есть
чему поучиться у своих предков. Около трехсот кустарных керамических заводиков
было когда-то на территории Олонецкой губернии, старинная керамика хранится в
экспозиции музея «Кижи», и нынешние мастера сохраняют стилистику северной
русской глиняной посуды.
Под балконом-гульбищем работают резчики
из комбината «Карельские сувениры»: один баклуши бьет (баклуша — заготовка под
деревянную ложку), другой баклушу
клюкарзой свербит, придает ей нужную форму третий на ложке орнамент режет. На столе
перед резчиками изделия их труда:
ковши-скобари, чаши, солонки, половники и ложки. Покупайте, кому что
нравится!
У крестьянского дома Елизарова
столпилось множество туристов. Здесь работают
мастера-берестянщики. К бересте нынче интерес особенный, ведь она как материал не втискивается в жесткие
рамки современных технологических процессов «по операционной цепочке». И потому
каждое изделие — уникальное, в
одном экземпляре! Берестянщику Сергею Ивановичу Волову недавно присвоено звание «народный мастер», и
недаром Сергей тонко чувствует природные эстетические качества
бересты, умеет подать бородавчатые извивы и наплывы на бересте как природные картины. В его туесах-сколотнях
можно хранить молоко, квас, солить
грибы, мочить ягоды — и ни капельки жидкости
не протечет сквозь плотно подогнанную берестяную рубашку. Даже крыша многоглавой Преображенской
церкви была изначально берестяная; точней,
у кижской церкви было две крыши: одна — внешняя из двадцати двух главок и бочек,
покрытых осиновым лемехом, а вторая крыша,
внутренняя, потайная, коньком вниз, была сделана из двух слоев теса, между которыми проложен слой бересты — «скальё». Берестяная крыша надежно предохраняла древнюю живопись иконостаса от влаги,
весной Сергей Волов заготовил 600 килограммов бересты
для реставрации 42-метровой Успенской церкви
в городе Кондопоге, предлагает свои услуги реставраторам кижских церквей... В воловских хлебницах хлеб не
сохнет, не плесневеет.
Берестянщик
Василий Александрович Костылев — уникальный на всю Россию мастер! Он выплетает из узких
ленточек бересты сказочных персонажей — Емелю, Старуху Лоухи, Буратино...
Каждая фигурка высотой лишь в две ладони, но даже пальчики выплетены из
бересты! Никто, кроме В. А. Костылева, на такой труд не отважится!
На крыльце амбара расположились
плотники-реставраторы под руководством знаменитого заонежского мастера Бориса
Васильевича Елупова. Двадцать пять лет
назад все лемешины на кижские церкви были вытесаны Елуповым, он руководил бригадой
плотников-реставраторов после Михаила Кузьмича Мышева. Ныне старый плотник на
пенсии и обучает старинному ремеслу молодых умельцев.
Бродит народ по острову — диву дается:
там корзинщики вяжут из лозы корзины да лукошки, там бондари бочонки да ушата
ладят, здесь шьют легкие лодки-кижанки.
Вышивальщицы из Шуньги показывают старинные техники вышивок — шов крестом, шов
по перевити, тамбур по сетке. Среди умельцев много молодых лиц, — значит, долго
будет жить старинное ремесло! Окончен праздник, до свидания, остров
Кижи, до следующего лета!
|